АССОЦИАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОСТАВЩИКОВ СЕЙФОВ И ДРУГИХ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ БЕЗОПАСНОСТИ
+7 (495) 617-12-01

Росстандарт
20-06-2014
 

Исполнительный директор СРО РАПС Алексей Алясев принял участие в конференции «Новые законодательные рамки европейской стандартизации. Основные положения Регламента ЕС 1025/2012 от 25 октября 2012 года о европейской стандартизации». Главной темой для обсуждения стал регламент, направленный на совершенствование европейской системы стандартизации и ее правовых основ.

Мероприятие прошло в рамках проекта ТАСИС «Сближение систем технического регулирования и стандартизации ЕС и РФ» при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Организатором выступил Росстандарт совместно с Минпромторгом. Для участия в конференции были приглашены ведущие эксперты ЕС в области стандартизации, представители Европейской комиссии и CEN/CENELEC (европейских организаций по стандартизации), национальных органов по стандартизации государств – членов ЕС. С российской стороны присутствовали представители Росстандарта, комитета РСПП по техническому регулированию, общественных организаций, научно-исследовательских институтов, промышленного и бизнес-сообщества.

Интерес к европейской системе стандартизации существует в целом ряде отраслей российской промышленности. Для СРО РАПС обсуждаемый вопрос особенно актуален в свете того, что Ассоциация принимает активное участие в разработке национальных стандартов и способствует их гармонизации с европейскими нормами. Важным шагом в этом направлении стало решение Росстандарта направить представителей СРО РАПС в Технический комитет 391 как экспертов, обладающих необходимым опытом и авторитетом.

Регламент ЕС 1025/2012 вводит большое количество требований для европейских организаций по стандартизации, соглашение с которыми Росстандарт подписал в 2013 году. Документ устанавливает равноправное сотрудничество между Росстандартом и CEN/CENELEC, декларирует соблюдение прав интеллектуальной собственности на стандарты и уважение бизнес-моделей обеих сторон.

Заместитель руководителя Росстандарта Александр Зажигалкин рассказал о работе Росстандарта по развитию международного сотрудничества в области стандартизации. «Смысл в том, чтобы обеспечить стабильный и беспрепятственный доступ российской продукции на зарубежные рынки и постоянно, системно получать современные технологические знания для осуществления текущей производственной деятельности, - подчеркнул Александр Зажигалкин. – Мы стараемся предлагать разработку российских стандартов на максимально ранней стадии разработки международных документов. Таким образом, российский стандарт вводится одновременно с международным, с очень небольшим отставанием.

Понемногу начинает меняться точка зрения относительно необходимости достижения максимальной гармонизации с международными и зарубежными документами. Есть области, где такая гармонизация крайне необходима, где очень высокий уровень технической интеграции – электротехника, информационные технологии и т.д. Согласно концепции национальной стандартизации, этот уровень к 2020 году должен достичь 60%. Но он уже сейчас у нас несколько выше, чем у американских коллег – у них он 25%, а у нас 47%. То есть, мы в каком-то смысле опередили время

Что касается участия России в технических органах, все достаточно хорошо. Так, из 746 технических органов ИСО Россия обладает статусом постоянного участника в 564. А вот в качестве этого участия мы сильно проигрываем представителям разных стран из-за нехватки специалистов. По участию российских экспертов в технических комитетах ИСО динамика тоже весьма положительная: порядка 700 человек сегодня в ИСО, 346 - в МЭК. Но тут встает вопрос качества. Если анализировать активность наших экспертов, то, как они голосуют по проектным документам, какие замечания выдают, какие предложения вносят, то окажется, что 70% работы – это голосования без каких-либо комментариев. Будем пытаться формировать систему мотивации экспертов, хотя на уровне господдержки на такое пока способна лишь одна страна в мире – Китай.

Таким образом, наиболее важной из всех задач международной стандартизации становится проявление качества работы российских экспертов, продвижение российских стандартов в качестве международных в ИСО и МЭК, а также распространение культуры стандартизации на российских просторах и на территории СНГ. Ну и как идеал – формирование новых механизмов стимулирования для  участия российской промышленности в международной стандартизации».

Директор Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга Константин Леонидов напомнил, что в правительстве находится законопроект «О стандартизации», и усилия ключевых ведомств, ответственных за стандартизацию и техническое регулирование, сосредоточены на скорейшем его принятии. «После того, как Россия вступила в ВТО, механизм стандартизации стал реальным механизмом, который обеспечивает возможность защиты национальных интересов и отечественных производителей, - отметил Константин Леонидов. - Система, которая функционирует в России, должна корректироваться, потому что сегодня у нас стандарты, в основном, рассматриваются как документы, обеспечивающие реализацию технического регламента. Во всем мире данная сфера гораздо шире. Законопроект «О стандартизации» нацелен ликвидировать этот правовой пробел».

Вице-президент по стратегическому партнёрству CEN/CENELEC Франциско Вердера выступил с докладом о роли европейских организаций по стандартизации в поддержке политики Евросоюза. «Мы работаем над темой, которая очень важна для рынка, для потребителей, для производителей, для властей, поскольку стандартизация обычно является добровольной деятельностью, по крайней мере, в Евросоюзе, - сообщил г-н Вердера. - Но существуют страны со смешанными моделями, где есть и добровольный, и обязательный стандарт, а в некоторых странах все стандарты являются обязательными. Меня пригласили, чтобы я вам рассказал о европейской системе стандартизации, о том, какой она становится после введения нового регламента. Еще раз повторю, что система основана на принципе максимально возможного добровольного применения стандарта

В Евросоюзе стандартизацией, в основном, командуют производители, поскольку для ЕС экспорт – очень важная вещь. Но мы еще и импортеры, и независимо от любого кризиса ЕС остается крупнейшим импортером для всего мира. Правила очень просты – если ты хочешь торговать с ЕС, ты должен соблюдать законы. То есть, стандарты – это вещь добровольная, в отличие от законов.

В чем разница между добровольным и обязательным стандартом? Когда я вхожу в ЕС, я обязан соблюдать законодательство, соблюдать правила. Свобода личности – самое главное, но добровольные стандарты в ЕС существуют для того, чтобы можно было конкурировать. То есть, помимо соблюдения закона я должен соблюдать стандарты. Реальность в том, что компании решают сами, соблюдать им стандарты или нет.

Фактически, когда стандарты поддерживают регламент, некоторые их положения напрямую связаны с регламентом, некоторые нет. Производитель берет стандарт и видит, допустим, что некоторые его части он уже соблюдает в силу требований закона. Но производитель думает: мой продукт намного лучше, чем то, что предлагается по стандарту, я хочу двигаться дальше. Если он так считает – пожалуйста, он может выйти на европейский рынок. Однако есть один нюанс. Если я соблюдаю стандарт, я предположительно соблюдаю и регламент. Если я не хочу соблюдать стандарт, то я должен пройти подтверждение соответствия с тем, чтобы мой продукт был проверен на соблюдение правил и регламентов».

Руководитель рабочей группы «Стандартизация» проекта по сближению систем технического регулирования России и ЕС, первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию Андрей Лоцманов задал уточняющий вопрос: «Мы 10 лет мы работаем с проектом ТАСИС, 10 лет нам говорят о том, что все стандарты в Европе – только добровольные. И 10 лет мы читаем перечень французских стандартов, их более 300, которые являются обязательными в применении. Как с этим быть?».

«Когда я говорю об европейских стандартах, я имею в виду те, которые гармонизированы, - пояснил Франциско Вердера. – Впрочем, господин Лоцманов почти прав. В Европе есть области негармонизированные, как, например, многие услуги. Существует некая директива о европейском рынке услуг, но на практике там говорится только то, что любая компания, оказывающая услуги в одной стране Европы, может работать и в другой стране. Но если я приеду в эту другую страну, выяснится, что есть некий регламент и что я все равно обязан соблюдать некие стандарты. Наша система несовершенна. Тем не менее, гармонизированная область год от года растет, и шаг за шагом исчезают мелкие барьеры, мелкие требования, встречающиеся в отдельных странах. Да, в некоторых государствах-членах ЕС обязательные стандарты существуют. Обязательный стандарт держит всех производителей на одном уровне, и подняться выше очень трудно, потому что производитель обязан соблюдать весь стандарт полностью, при этом он не может соблюдать другие, вступающие с ним в противоречие стандарты. Это проблема действительно существует в некоторых отраслях в Европе, некоторые страны до сих пор сохраняют свою старую систему, но идея заключается в том, чтобы эти старые системы исчезли.

 Необходимо проводить различие между европейской системой стандартизации и системами, существующими в отдельных государствах-членах ЕС. Еврокомиссия очень четко выражалась по поводу того, зачем нужны эти стандарты и какими они должны быть. Стандарты должны быть добровольными. И если кто-то что-то называет обязательным стандартом, то это уже не является стандартом, это является техническим регламентом».

Руководитель проекта по сближению систем технического регулирования России и ЕС Хан Зюйдервийк изложил основные особенности структуры европейской системы стандартизации и озвучил проблемы, способные, с его точки зрения, помешать процессу сближения двух систем.

«Надо понимать, что есть различия между организациями, которые обсуждают эти вопросы здесь, в России, и организациями, которые занимаются этим в Европе, - заявил г-н Зюйдервийк. - Потому что в ЕС органы по стандартизации - это CEN/CENELEC и ETSI (Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций). Это региональные организации. В России пока что есть только национальные органы стандартизации, а именно Росстандарт.

Росстандарт – это государственный орган, то есть, часть правительственной структуры. CEN/CENELEC и ETSI – это частные организации, и большинство национальных органов по стандартизации в отдельных странах Европы – либо государственные учреждения, либо частные организации. Это важно по двум причинам. Первая – это вопрос финансирования таких организаций, вторая – вопрос авторского права. Именно поэтому в нашем соглашении CEN/CENELEC уделяет такое внимание вопросам охраны авторского права, - потому что никто ничего не платит CEN/CENELEC из государственного бюджета. Финансовая модель, по которой работает CEN/CENELEC, заключается в том, что они получают взносы от членов и продают свои, охраняемые авторским правом, знания. Росстандарт как государственный, правительственный орган получает деньги из бюджета для разработки стандартов. Причем надо еще учитывать тот факт, что российский бизнес не привык платить за разработку стандартов. Эти моменты на практике объясняют различие в наших системах стандартизации.

При разработке законопроектов по стандартизации в РФ нельзя взять сразу все готовые ответы из европейской системы, из регламента 1025. В отношении принципов стандартизации, возможно, получится перенять некоторые вещи, но что касается организации самой стандартизации, наверное, будут сильные отличия. Вы не найдете ответов на все вопросы в европейской системе, как известно, при реализации соглашения между CEN/CENELEC и Росстандартом все равно остается еще много нерешенных вопросов. Но последние 11 лет сотрудничество в сфере стандартизации между Россией и Европой развивается очень хорошо, и я уверен, что сложности, которые сейчас затрудняют реализацию нашего соглашения, будут улажены. Я жду того будущего, когда российские представители станут принимать участие в работе технических комитетов CEN/CENELEC. Надеюсь, что тогда мы начнем разрабатывать стандарты, которые можно будет назвать уже действительно евразийскими стандартами».

В ответ Андрей Лоцманов привел цифры, иллюстрирующие объемы финансирования стандартизации в РФ. «Международной организацией ИСО на нашем континенте признано две региональные организации по стандартизации: это CEN/CENELEC и межгосударственная система стандартизации стран СНГ. Именно исходя из этой позиции мы вели переговоры по соглашению с CEN/CENELEC. Сегодня на стандартизацию в России тратится примерно 43 млн евро, из них 20 млн евро – это деньги промышленности. Для сравнения могу привести не самую маленькую страну ЕС – Польшу. В начале года польское правительство выделяет органам по стандартизации 300 тысяч евро, и все деньги, получаемые от продажи стандартов, орган по стандартизации возвращает обратно в казну. Промышленность в Польше стандартизацию не финансирует. Поэтому, конечно, нам есть над чем работать, и у нас еще не такая стандартизация, как в Германии, но за 10 лет кое-что удалось сделать. За последние 10 лет финансирование стандартизации в России выросло в 200 раз!».

В свою очередь, Александр Зажигалкин сделал следующий комментарий: «Мы понимаем, что регламент 1025 и все, что происходит в европейской стандартизации, полностью перенять не получится. У нас разные нормативные особенности, у нас разные ситуации, для нас этот регламент – всего лишь пример адекватного отношения к регулированию стандартизации. Мы очень четко видим и проблемы европейской стандартизации, и здесь, кстати, нужны определенные компромиссы с европейской стороны. Это и вопросы взаимоотношения между европейскими и национальными органами, и вопрос интересов европейской промышленности, в том числе, с целью экономической экспансии, и вопрос применения стандартов в регулятивной практике, и вопрос свободы доступа к стандартам. В рамках ИСО и МЭК неоднократно проводятся дискуссии о степени свободы доступа к стандартам, и тот же вопрос постоянно возникает в крупных развивающихся странах, таких, как Китай, Индия, Бразилия. Позиция Европы нам понятна: главное – это право индивидуальной собственности, приучайтесь платить за доступ к стандартам. Но жизнь будет предлагать гораздо более сложные конструкции, и здесь, вероятно, придется искать какую-то корректировку позиции Евросоюза и CEN, потому что промышленность требует более быстрого, более адекватного, более дешевого и, может быть, вообще бесплатного доступа к стандартам».

Опытом международного сотрудничества с CEN/CENELEC на базе регламента 1025 также поделились генеральный директор DIN GOST TUV Герд Слапке, генеральный директор ФГУП «Стандартинформ» Алексей Коровайцев и председатель подкомитета ИКТ-компетенции ТК-МТК-204 Надежда Вольпян.

Участники конференции сошлись во мнении относительно того, что подобные мероприятия необходимо проводить как можно чаще. Следующая встреча запланирована в Москве на конец сентября. На нее будут приглашены, в том числе, представители всех заинтересованных технических комитетов.

    Новости        Все новости